Автор статьи – врач-реабилитолог Нанзанова Светлана Дамбаевна
Твист терапия является моим приоритетным методом лечения. Я могу перечислять аргументы в ее пользу бесконечно. Лечение проводится в комфортной позиции, абсолютная безопасность метода, простота и отсутствие специальных условий, инструментов и оборудования, универсальность лечения (от лечения простых, острых случаев до сложных, хронических и сочетанных заболеваний).
Этот метод совершенно индивидуальный, каждый пациент получает собственную и очень эффективную рецептуру движений, которые легко и приятно выполнять. Эти индивидуальные упражнения требуют совсем немного времени, от 2 до 4 минут 4 раза в день. Однако, видя сильный эффект от применения методики, исчезновение боли и скованности движений, появление ощущения свежести в теле, прилив сил и энергии, многие пациенты предпочитают делать ее значительно дольше. Движения настолько приятны и комфортны, что пациентам не хочется останавливаться. В итоге воспитывается привычка двигательной активности, и человек постепенно приобщается к здоровому образу жизни.
Применяя твист терапию у своих пациентов, я, как врач-реабилитолог, отметила, что ее эффективность превосходит в 3-4 раза стандартные методики ЛФК. Порой эффект наступает значительно быстрее.
Моим первым пациентом, которому я применила твист терапию, был мальчик 12 лет. Тогда я работала врачом ЛФК в детской поликлинике и в связи с отсутствием инструктора, обучала своим назначениям сама. Как раз в это время проходил очередной семинар по Су Джок терапии, на котором профессор Пак Чжэ Ву объяснял принципы твист терапии.
У мальчика после сложного неправильно сросшегося перелома костей предплечья сформировалась сгибательно-разгибательная контрактура в локтевом суставе. Амплитуда движений в суставе была не больше 60 градусов. Мальчик два месяца провел в больницах, претерпел две операции и другие медицинские манипуляции. В глазах у него был страх, он боялся малейших движений в больном суставе.
Когда я пыталась проверить состояние его сустава, амплитуду движений в нем, мальчик очень напрягался, и в его глазах сразу же от страха появлялись слезы. Стандартные упражнения лечебной физкультуры ему не подходили. Я решила попробовать твист терапию. Так как преобладала именно сгибательная контрактура, для лечения подошла позиция сгибания в локтевом суставе с аут-твистом. Лечение проводилось в положении сидя, локоть опирался на стол, позиция была комфортная, мальчик успокоился и расслабился. Одной рукой я фиксировала его плечо, а второй предплечье, аккуратно сгибая руку в локтевом суставе и скручивая предплечье в аут-твисте. Первый сеанс занял около 40 минут, включая уговоры, диагностику и лечение методом фиксированного твиста.
Постепенно увеличивалась амплитуда движения в суставе. После третьего сеанса движения в суставе восстановились практически полностью как бы сами собой, до полного объема недоставало меньше 10 градусов. Мальчик, в силу своего возраста и психологического состояния практически не понял, что произошло. А мама, расчувствовавшись от пережитого, в слезах, вдруг начала предъявлять мне претензии: почему они, пролечившись месяц в травматологическом отделении, еще месяц в реабилитационной больнице, претерпев две непростые операции и пройдя множество курсов разнообразного лечения, так и не получили хорошего эффекта? А здесь всего за три сеанса амплитуда движений восстановилась практически полностью. Почему им раньше не могли провести такое лечение? Что я могла ей на это сказать?
После такого яркого примера эффективности твист терапии, этот метод стал приоритетным в моей практике.
Особенно твист терапия выручала меня в травматологическом отделении российской детской клинической больницы, где меня просили помочь мои друзья. Я присутствовала там не как врач, а просто как член волонтерской команды. На лечении в отделении находятся дети, у которых по разным причинам имеется укорочение конечности. Детям проводят операцию и устанавливают аппарат Илизарова, который понемножку подкручивают, стимулируя рост кости. Момент подкручивания вызывает жуткую боль. В основном это дети-инвалиды, привыкшие к различным манипуляциям и умеющие терпеть боль. Но твист терапия чудесным образом может облегчить их мучительные страдания.
В таких случаях обычно помогает аут-твист того пальца, который соответствует больной конечности. Дети очень четко улавливают суть методики, так как она сразу эффективно снимает боль, чего невозможно добиться так быстро даже обезболивающими лекарствами. Применяя твист терапию при необходимости самостоятельно, дети получают возможность контролировать боль и уменьшить свои страдания. Невозможно передать ощущения, которые испытываешь, слушая, как дети с радостью и благодарностью рассказывают, как они сами себе крутят пальчики, и это уменьшает боль и страдания. Таким образом, дети являются сами себе маленькими докторами. Им не надо ждать, что кто-то придет и поставит укол, который начнет действовать лишь через какое-то время.
Твист терапия не только уменьшает боль, но также улучшает процессы репарации, сокращает сроки формирования костной мозоли и ускоряет выздоровление. Я считаю, что использование твист терапии в лечении и реабилитации детей-инвалидов является приоритетным методом. Они, как правило, получают множество неоднократных курсов разнообразных медикаментозных и не медикаментозных методов лечения, но твист терапия является принципиально отличным методом воздействия, который влияет не только на определенный синдром или процесс, но в целом на весь организм, все его ткани, органы и системы.
В моей практике лечения детей-инвалидов твист терапия присутствует в обязательном порядке. Дети с удовольствием ее применяют, так как она радикальным образом отличается от стандартных комплексов лечебной физкультуры, где движения восстанавливаются через боль и напряжение. Твист терапия же лечит, наоборот, через комфортное движение и расслабление.
Когда я рассказываю о твист терапии, всегда вспоминаю мальчика Степу 17 лет с диагнозом: тетрапарез тяжелой формы вследствие тяжелой электротравмы. Эту травму он получил в 8-летнем возрасте, катаясь на велосипеде и наехав на электропровод под напряжением, оборвавшийся во время грозы. Мальчик много лет дважды в год приезжал в эту детскую больницу на плановое лечение. Он передвигался в инвалидной коляске, самостоятельно не ходил, не мог сидеть без опоры. После 17 лет Степа должен был продолжать лечение только во взрослых больницах по месту жительства. Маму это очень огорчало, так как в столичной российской больнице было больше возможностей. Мама (учитель физкультуры) была очень позитивно настроена на двигательное лечение, тем более, что методика для них была новая. За эти годы они испробовали множество различных методов лечения, но особого продвижения не наблюдалось. Мальчик тоже был очень общительный и позитивный, но делать что-либо не стремился, так как устал от интенсивных манипуляций, да и двигаться ему было очень сложно, плохо слушалось тело. Поэтому я предложила им формульную йогу в положении лежа на спине, в самой доступной для него позиции, на кровати.
Формульная йога базируется на формульной твист терапии и включает в себя диагностические аспекты. Я пыталась уложить Степу ровно вдоль кровати, чтобы он лежал симметрично, для большего эффекта упражнений. Этот процесс занял довольно много времени. Но симметрии я так и не добилась, в связи с тем, что тонус в разных частях тела был довольно разный. Именно поэтому ему не удавалось сидеть без опоры, самостоятельно стоять и ходить. Мы приступили к выполнению комплекса. Степе не очень хорошо давались все движения, но особо затруднительными были Нейтро- и Гетеро-позиции. Мы повторили с ним комплекс несколько раз, учитывая принципы твист терапии, задерживаясь в Гомо- и Нейто-позициях, а Гетеро- и Нейтро-позиции выполняя кратковременно и в комфортном режиме, без особых усилий. Я нарисовала им схематично комплекс, на случай, если они его забудут, и попросила их выполнять его не менее 4 раз в день. Мы расстались на неделю.
Через неделю я зашла к ним в палату и спросила как дела. Они ответили, что все по-прежнему. Возможности выполнять комплекс 4 раза в день у них не было из-за загруженности больничным лечением. Кроме того, Степа периодически отказывался, т.к. уставал от множества процедур и занятий. Я попросила их показать, как они делают упражнения, чтобы убедиться, что они выполняют их правильно. Степа лег на кровать и, к моему удивлению, он лежал совершенно симметрично. Мама этой разницы даже не заметила, поскольку она видела его постоянно и в основном следила лишь за правильностью выполнения упражнений. Комплекс он выполнял уже значительно лучше. Когда я все это им сообщила, мама, воодушевившись, сказала, что Степа может теперь самостоятельно стоять и делать шаги ему теперь значительно легче. Во всяком случае, он теперь не висит на маме, как раньше, и у нее меньше болит спина. Видимо, это изменения она никак не связала с твист терапией, хотя они произошли именно в течение этой недели. Осознав, что это эффект от нашего комплекса, мама сказала, что они обязательно будут его делать дома, т.к. через несколько дней они уезжали. Она заинтересовалась методикой и решила посмотреть всю информацию в интернете, так как это была их последняя госпитализация в Москве.
Примеров применения твист терапии в этом отделении за 10 лет великое множество. Простое скручивание части тела или пальца для окружающих не выглядит как лечение. Поэтому, допустимо, не мешая лечебному процессу в отделении, просто ненавязчиво помочь, чтобы уменьшить боль, отек, снять воспаление, улучшить процессы заживления и восстановления.
Не все дети в процессе диагностики могут четко определиться, какое направление более комфортное. Иногда ребенок просто слишком маленький, чтобы что-то внятно объяснить. Иногда дети очень волнуются и боятся предстоящей операции. В таких случаях на помощь приходит твист дыхание.
Я рассказываю детям, что «в животе у нас живет солнышко. И если его лучики свободно светят во всех частях тела, то мы здоровы, нет боли и все в порядке. Мы можем помочь солнышку, чтобы его лучики свободно проникли во все части тела с помощью дыхания. На вдохе, который мы делаем животом, живот надувается как шарик, солнышко начинает светить ярче, лучики становятся сильнее и проникают во все уголки тела, наполняют их светом, теплом, добром и спокойствием».
Если есть страх или тревога перед операцией или какой-то процедурой, то мы с ребенком дышим «всем телом». Оно «начинает светиться как новогодний фонарик, ярко и весело, и страх исчезает». Если есть боль в какой-то части тела, мы дышим и «посылаем туда солнечные лучики. Это место начинает светиться, весело сверкать и боль проходит».
Дети обычно с удовольствием «дышат своим солнышком» самостоятельно или с помощью родителей, т.к. это упражнение интересное, простое и эффективное.
Твист терапия в сочетании с твист дыханием является универсальным лечением, особенно если пациент находится в эмоционально заряженном состоянии. Лечение настолько простое, эффективное и безболезненное, что многие даже не воспринимают его как лечение. Дышат пациенты самостоятельно. Делают упражнения или сохраняют позицию тоже самостоятельно. Врач здесь особенно и не участвует. А эффект наступает как бы сам собой, так мягко и незаметно, что больной порой просто забывает, что у него была какая-то проблема. В этом-то и заключается «фокус» этого метода. Не остается негативной информации, памяти о болезни. Пациент не воспринимает себя как больного и ведет обычную, полноценную жизнь.